1

Тема: Дагомыс - камень преткновения

Жителей поселка Дагомыс в ближайшее время ждут градостроительные перемены. Не исключено, что в приморской зоне в ближайшее время появится 10 высотных домов и население поселка увеличится на 7 680 жителей. Как это отразится на остальных?

Проект строительства многоквартирных домов на территории старой мебельной фабрики вызвал широкий общественный резонанс. В настоящий момент жители собрали около 1000 подписей против его реализации.

При оценке проекта большинство специалистов высказались о том, что прежде чем приступать к строительству, необходимо разработать проект планировки всего района, который является важной частью градостроительной документации. Именно проект планировки учитывает множество составляющих городской жизни, таких, как наличие мест в детских садах и школах, ширину дорог, схемы коммунальных сетей, выходы к морю, наличие рабочих мест для жителей и множество других нюансов, из которых складывается комфортная городская среда.

Оценку проекту застройки на территории мебельной фабрики дал эксперт Градостроительного совета при главе города Сочи, архитектор Константин Мельников. Общий вывод - понять, как отразится один проект застройки на жизни всего микрорайона без проекта планировки, невозможно. Застраивая город без учета всех его систем, мы получаем неудобную для жизни среду. Мы приводим выдержки из заключения специалиста.

Удобный пляж и набережная

Участок нового квартала застройки в районе мебельной фабрики прилегает к зоне морского пляжа, а потому в курортном поселке именно здесь должны размещаться основные учреждения курортной направленности. Только проект планировки может определить уместность или неуместность размещения жилья в этом месте поселка.

Выходы к морю

В настоящее время приморский курортный поселок не имеет достойного выхода к морю. Такой выход должен быть широкой, прямой, озелененной и благоустроенной тенистой аллеей, а не чередой петляющих закоулков. Выходы к морю в Сочи не должны утыкаться в гравийную насыпь железной дороги. Городу нужно ставить задачу если не выноса железной дороги с прибрежной территории, то, по крайней мере, замену ее насыпей, пересекающих все речные долины, на красивые эстакады. Хороший пример такого решения есть у наших соседей в Сухуми, где железная дорога пересекает город по эстакаде. При таком решении долины будут получать широкий, открытый, безопасный выход на приморскую набережную, как это должно быть на достойном курорте. Это тоже задача проекта планировки.

Дороги для транспорта и пешеходов

В настоящее время жители и гости поселка добираются до железнодорожной станции «Дагомыс», расположенной рядом с мебельной фабрикой, пешком по петляющим улицам, вместо того, чтобы добраться туда с комфортом и на общественном транспорте. Станет ли запроектированный квартал жилой застройки препятствием для организации проходов и проезда к станции или нет, - должен показать проект планировки. На сегодняшний день нет ясности в том, будет ли приемлемо для пешеходов и транспорта большое количество новых перекрестков, образованных выходами из квартала.

Объекты социальной инфраструктуры

В пределах запроектированного квартала невозможно разместить все требующиеся детские сады и школы, аптеки, молочные кухни, предприятия розничной торговли и общественного питания, учреждения физкультуры и спорта, учреждения ЖКХ, предприятия связи, гаражи, стоянки и озелененные территории.

У всех этих объектов жилой застройки есть определенные радиусы доступности и требования по их размещению, поэтому спонтанно «тыкать» их на свободные клочки земли нельзя.

По данным ТЭП, в новом квартале предусмотрено 2560 квартир. Значит, при коэффициенте семейственности, равном 3 (средняя семья около трех человек), население нового квартала составит 7 680 жителей. Для такого населения требуется примерно три детских сада, на 320 мест каждый, и один на 100 мест. Площадь территории, на которой смогут разместиться эти учреждения, равна 4,88 га. Кроме того, потребуется школа на 1382 места и территория для ее строительства, равная 2,9 га. Также, потребуются стоянки для постоянного хранения автомобилей на 765 мест, под которые тоже нужна площадь, равная 2,3 га. Где будут располагаться все эти необходимые для жизни жителей объекты, должно быть указано в проекте планировки поселка Дагомыс.

Рынок труда и коммунальные сети

За последнее время в Сочи построено много жилья, но вопрос о том, как будут трудоустроены его жители, остается открытым. А во множестве квартир их владельцы вообще не собираются жить. При этом город тратит усилия на обеспечение таких квартир давлением в сети водопровода, емкостями для приема и очистки стоков, определенным напряжением и мощностью в сетях электроснабжения. Но если в домах никто не живет, то и плата
за коммунальные расходы будет нулевая. Город отбирает у себя ресурсы и пространство, а такое жилье не приносит ему ничего, кроме проблем ЖКХ.

Переуплотненность жилой застройки

Добиваясь на своих участках предельно разрешенной плотности застройки, застройщики не задумываются о том, как это отразится на всем районе в целом. Если для конкретной территории нет проекта планировки, то для нее нет и механизма формирования сбалансированной плотности застройки. А когда каждый застройщик выжимает из своего участка максимум жилых площадей, то и застройка получается крайне переуплотненной.

Риск возникновения чрезвычайных происшествий и отсутствие плана борьбы с ними

Без проекта планировки невозможно в одном отдельно взятом квартале выполнить мероприятия по защите территории от катастрофического затопления при смерчевых паводках, от шума железной дороги и от опасных аварий, которые на ней могут произойти. Такие мероприятия, как правило, разрабатываются комплексно на крупные территории, которыми как раз и оперируют проекты планировок. Да и само проектирование таких мероприятий требует изучения исходных условий, выходящих за пределы одного отдельно взятого участка.

Если, к примеру, для предотвращения возможного затопления квартала будет предусмотрено поднятие планировочных отметок только на его территории, то такая отсыпка просто вытеснит воду бассейна затопления на соседние участки, подняв там уровень потопа.

Без проекта планировки компоновка инженерных сетей в районе формируется стихийно

В таких условиях невозможно правильно рассчитать мощности магистральных сетей, перспективу их развития, а также определить их оптимальное размещение. Без этого сети будут дублироваться и создавать друг другу помехи.

Источник: газета "Район"

---
ecoid@yandex.com

Поделиться