Тема: Молдаване в Сочи
В Бессарабии основную массу сельского населения составляли свободные безземельные крестьяне, которые после отмены крепостного права получили возможность покинуть свои сёла. Многие молдаване устремились на Кавказ. В 1869 году они основали деревню Молдаванку (Молдовку) недалеко от Адлера. Старостой деревни стал Михаил Райлян.
В 1871 году его дом посетил великий князь Михаил Николаевич, путешествовавший по Черноморскому округу: «У «Молдаванки» все общество, собранное в две группы, мужчины в одной, а женщины и дети – в другой, встретило Великого Князя с хлебом-солью и тем-же русским «ура». Приняв милостиво хлеб-соль и расспросив о житье у поселенных здесь исключительно молдаван, выходцев из Бессарабии, Его Высочество благодарил их за трудолюбие и хорошую нравственность, о которых доложил Ему местный начальник поселений; на их просьбы, те же, что и в «Первинке», Великий Князь повторил им обещание, данное «первинцам», прибавив, что он похлопочет о скорейшем назначении к ним священника, лишь только они построят церковь, с тем, однако, условием, чтобы церковь их была и для остальных окрестных деревень, жители которых, как и они сами, должны обеспечить священника определением от себя содержания, недостаток которого Он пополнит от правительства. Затем, зайдя в хату старосты деревни Михаила Райляна, Его Высочество остался доволен чистотой и опрятностью внутри ее; обласкал его жену и детей, спросил и выпил стакан молока, которое похвалил; простился с хозяевами и обществом и, напутствуемый громким «ура» молдован, обрадованных ласковым обхождением августейшего гостя, поехал далее».
В газете «Кавказ» в 1874 году Н. Петровский сообщал: «Проехав некоторое расстояние по дороге, идущей между полями, огороженными плетнем и миновав границу обеих деревень – ворота из хвороста попрек дороги, мы прибыли в дер. Молдаванку. Расположение ее такое-же, как и предыдущей деревни: маленькие домики, с хозяйственными постройками, рассыпаны по склону хребта и прячутся в тени деревьев. Нас пригласили во двор дома местного старосты Райляна. Из любопытства заглянув в хату, я увидел, что ее хозяин перенес с собой и обычаи своей родины: в углу помещались образа, кровать завешана покрывалом в роде полога; около нея сложены, одна на другую, различные цветные ткани; на полках круги желтого воска; из-за печки выглядывает веретено и пачка прошлогоднего запаса льна.
Жителей в деревне до 50 семей, все молдаване, пришедшие в 1869 году из Бессарабской области; живут припеваючи, так как потребности их крайне ограничены: была бы саламета из кукурузной муки – национальное кушанье молдаван, а там – хоть трава не расти. Впрочем, все они народ очень трудолюбивый, без чего едва-ли достигнули бы теперешнего беспечального житья. Лица у молдаван открытые и простодушные; изредка встречаются физиономии с тонким, едва уловимым выражением в чертах хитрости и лукавства. Трудно поверить, а между тем доказано фактами, что молдаване – самые кроткие и смирные из всех поселенцев Черноморского округа, в тоже время самый драчливый и спорный народ между собой; ни один приезд в Адлер мирового судьи не обходится, чтобы у него не перебывало все население Молдаванки и притом с претензиями самого мелочного свойства: о какой-нибудь обиде словами, за курицу и проч. Бывший с нами местный начальник поселений, пожурив молдаван за такую страсть к жалобам, велел всем бывшим на последнем разбирательства у мирового судьи отойти в сторону – и почти вся толпа двинулась. Разумеется, поднялся хохот, в котором приняли деятельное участие и сами бывшие жалобщики. Вообще говоря, молдаване народ очень симпатичный; какая-то детская доверчивость и простодушие слышны в их словах; они готовы так же скоро помириться и забыть обиду, как быстро и поссорились. Поэтому, большая часть заявляемых мировому судье жалоб оканчивается примирением спорящих сторон».
Жили молдаване в деревне Весёлой, расположенной на левой стороне реки Мзымты. По сообщению Н. Петровского: «Самая деревня расположена на некотором возвышении с левой стороны ущелья на том месте. Где прежде был аул Джигетского князя, потомок которого, Гечь-Решид по фамилии, служит ныне поручиком в русской службе. Всего по деревне Веселой до 100 семей молдаван. Они появились в округе в 1869 г. из соседней Кубанской области, где жили арендаторами на земле какого-то казачьего помещика, обиравшего их немилосердно. По прибытии в Новороссийск они представляли, говорят, толпу нищих, покрытых рубищем; все достояние их заключалось в кое-какой домашней утвари, земледельческих плохих орудиях и небольшом количестве скота. По доставлении их, на казенном пароходе, в место теперешнего жительства, администрацией округа была оказана им всевозможная помощь: деньгами – для покупки скота, земледельческими орудиями из особо выписанного для поселян ассортимента плугов и проч. и, самое главное, семенами – для посевов и хлеба – для пропитания; заболевающие. А их первое время было немало, немедленно принимались в военные госпиталь, для пользования на казенный счет. И молдаване не обманули возлагавшихся на них надежд: в два–три года энергичного труда, они превратили запустевшую долину в роскошный оазис возделанных полей и огородов; в тоже время склоны ущелья покрылись уютными домиками и при них фруктовыми садами; положено начало разведению и винограда. Веселовцы производят и отпускную торговлю – чем-бы вы подумали – арбузами! Этот род овощей засевается ими во множестве и, родясь крупной величины, с сочным и сладким содержимым, охотно закупается турецкими купцами, для отвоза на парусных судах в анатолийские города. Шумными приветствиями встретило нас население деревни Веселой, едва мы по крутому подъему взобрались на небольшую площадку – центральное место деревни; собралось не менее трехсот душ. Молдаване-поселенцы не покидают ни обычаев родины, ни национального костюма. Большинство мужчин носит длинные, белые из полотна рубахи, подпоясанные кушаком, на голове – шапка из барашка с плоским верхом, а на ногах – неуклюжие сапоги с шароварами в голенище. У женской половины населения костюмы смешанные; одни, как и мужчины, в рубахах; другие-же в ситцевых платьях. Повторилась та же история, что и с жителями Молдаванки: более половины населения перебывало у мирового судьи! Заглянув в лавку, построенную на самой площади, я увидел в ней товары самых разнообразных сортов и назначений: пшено, свиное сало, вермишель, макароны, сапожные принадлежности, женская обувь, селедки, табак-махорка, сахар – переполняли нижние полки; верхние же полки были заняты под товар мануфактурный, красный: ситцы ярких цветов, полотна, которые молдаване так любят брать себе на рубахи и проч. Несколько фунтов кантонского чая, «фу-че-фу», 80 к. фунт, занимали почетное место на самой видной полке, а в одном из углов лавки скромно приютились четыре бочонка с спиртуозной жидкостью: истинная добродетель, дескать, всегда скромна и знает себе цену!.. Потребители всего перечисленного – жители дер. Веселой, платящие за товар, в большинстве, не деньгами, а сельскими произведениями: коровьим маслом, кукурузой, забирающего у поселян все по собственной оценке, за неимением конкурента. При мне поселяне заявили своему местному начальнику жалобу на притеснения, терпимые ими от новых соседей-покупателей земель вблизи д. веселой, из которых двое или трое прислали на свои участки управляющих. Мотивом претензий служила неопределённость границ земель деревенских и участковых, вследствие чего поселенский скот нередко заходит в угодья помещиков, причем управляющие рекомендовали себя с самой грубой стороны. Самым придирчивым соседом поселяне называют ближайшего владельца, пресмешно коверкая его, довольно благозвучную фамилию. Так как все проданные земли еще не отмежеваны вполне, а только указаны в натуре временными признаками, то, стало быть, истинные границы участков еще сомнительны и для самих приобретателей. Но вообще, ссориться с поселянами и возбуждать в них такой резкий антагонизм к себе – крайне, по мнению нашему, непрактично со стороны новых владельцев. Теперь рассерженное сельское население, по всей вероятности, ни за что не пойдет к ним работать, а это очень важно там, где приходится выписывать рабочие руки издалека и за дорогую цену. … Единственное поселение на Мехадыре – деревня Пиленкова – получившая это название в честь основателя ее, начальника Черноморского округа, от великого князя Наместника, в приезд 1871 году 40 семей молдаван из Бессарабской области, пришедших сюда под предводительством дворянина Хечана, сделавшегося тут деревенским старостой».
Генерал Пиленко подарил деревне выписанные из-за границы и из Крыма 500 фруктовых деревьев, жернова для мельницы, дал железные плуги, для стада производитель швицкой породы. После Пиленковой тогда Сочинский округ заканчивался и начинались границы Сухумского военного отдела. Во время войны 1877-78 года, бомбардировок с кораблей и высадки турецкого десанта в Адлере, мирные поселенцы Сочинского округа, в том числе и молдаване спасались бегством на Кубань.
Но сразу же после окончания войны молдаване (около 900 душ) вернулись в округ, посадили кукурузу, овощи, стали приводить в порядок жилища. «Говоря о возвращении переселенцев, нельзя пройти молчанием следующего объяснения. До войны все почти население Сочинского отдела выражало недовольство своим положением: каждый поселянин с завистью смотрел на жителей соседней Кубанской области, обладающих обширными-де пахотными равнинами, неизмеримыми покосными лугами, соблазн нередко доходил до того, что отдельные лица эмигрировали в это «раздолье». Но вот судьбе угодно было послать сочинским жителям неожиданное испытание: в виду ужасов войны они решились наконец покинуть свой край и переселиться в Кубанскую область. Пройдем молчанием шестимесячное их там пребывание… В сентябре прошлого года (по пути из посада Вельяминовского в деревню Георгиевскую), мы встретились с партией молдаванской молодежи, пробиравшейся на юг округа проведать о своем покинутом пепелище. Первые вопросы их были: «что сделалось с нашими хатами, садами, пасеками, запасами кукурузы?» Затем пошли бесконечные жалобы на Кубанскую область, на ее климат, болезни, отсутствие лесов, гор, на одичалые плодовые растения, даже на кабанов, от которых они и в своих местностях не знали как отделаться. Они заявили, что ждут не дождутся, когда им разрешено будет опять перебраться с семействами в излюбленное побережье Черного моря. И вот обратное переселение в округ состоялось, но в самое трудное время, при убийственных санитарных условиях и страшных лишениях, и то только тех поселян, которым здоровье и силы дозволили возвратиться восвояси. Завезенная же из Кубанской области оспенная эпидемия, похитившая нынешней весной несколько десятков жертв, была последним горьким испытанием для молдаван и как бы возмездием за малодушное желание покинуть прекрасное побережье; зато смело можно утверждать, что из теперешнего населения Сочинского отдела не найдется впредь ни одного человека, который пожелал бы переселиться вновь в Кубанскую область».
Адлер до войны был пустынным местечком, в котором был десяток матросских домиков, да три-четыре лавки. Селиться здесь переселенцам (из-за опасности разливов Мзымты) долгое время местное начальство не разрешало. Известен даже случай массовой порки ослушавшихся этого распоряжения. После войны 1877-78 года молдаванам разрешили строиться в Адлере. За два-три месяцы местечко превратилось в веселенький, уютный, полный жизни уголок. Тридцати семей молдаван заняли плановые участки, огородили их, заготовили для будущего жилья строительный материал и после сбора кукурузы приступили строительству хаток. Адлер в самом непродолжительном времени сделался центром торговли и промышленности для всей юго-восточной части Сочинского отдела, имея хорошее место для пристани судов.
http://sochived.info/moldavane-v-sochi/
ecoid@yandex.com