Тема: История Сочи: Журнал "Кавказ"
«Кавказ» №32 от 14 (26) марта 1876 г.
Сочи, Черноморского округа. (Корреспонденция «Русского Мира»). Нынешняя зима не перестала еще давать себя чувствовать всему черноморскому прибрежью, и особенно нашему посаду холодом, и отчасти голодом, только не в обширном смысле этого страшного слова. Первая беда произошла от выпадавших периодически снегов с неизбежными морозами, которые не давали нам спокойно жить в наших турлучных мазанках, при этом еще недостаток и дороговизна самых жалких дров, вследствие бездорожья; небольшой воз стоил 2 руб., а сажень 14 рублей. В будущем относительно отопления домов в нашем посаде предвидится страшная дороговизна, благодаря тому обстоятельству, что леса у нас весьма много, но весь он в руках владельцев, а казенные дачи истощаются; на минеральное же топливо рассчитывать, пока будет безрассудно, потому что число жителей в нашим посаде с солдатами не простирается и до 200 человек обоего пола.
Вторая беда – голод – произошла вследствие юго-западных и северо-западных ветров в течение декабря и января месяцев, господствовавших на море, благодаря которым край наш был изолирован от всего образованного мира. Сообщение с пароходами было неправильно, успевали иногда только брать почту, а самое важное – груз с продуктами шел в Батум и обратно в Одессу, с которой наш посад имеет свои коммерческие сношения. Такой порядок вещей страшно отзывался на желудке и кармане жителей; так, за фунтовую булку пополам с кукурузой приходилось платить 20 к., и это считалось роскошью; ржаной хлеб не дешевле пшеничного. С 25 января и по настоящее время не было пароходных рейсов, благодаря тому обстоятельству, что в Одессе рейд, а в Севастополе бухта замерзли; 11-го февраля, в 3 ч. пополуночи, впрочем, из Одессы шел какой-то пароход в Батум, но сообщаться с ним не было никакой возможности: корреспонденция, следуемая к отправлению в Тифлис и Россию, лежит уже несколько недель кряду в ожидании более благоприятной погоды. Рассказывают также, что выехавшего из Туапсе к пароходу агента, корабельного чиновника, почтмейстера и всех матросов черноморской гребной флотилии вместе с фелюгами, пароход повез в Сухум. При таких условиях сообщения с пароходами в зимнее время трудно надеяться на экономическое развитие Черноморского округа; проектируемая же в Туапсе бухта, как говорят люди опытные, с тратой на ее устройство нескольких казенных миллионов, может быть устроена только для того, чтобы на другой год погибнуть; самый лучший пункт для устройства бухты в Черноморской округе, как говорят, — это Сочи.
Заговорив о черноморской гребной флотилии, которую 11-го февраля пароход из Туапсе увез в Сухум с разным штатом служилого сословия, нелишне будет сказать несколько слов о ее значении для черноморского прибрежья. Суда этой флотилии имеются во всех значительных и незначительных портах; содержание всей флотилии Черноморского округа, судя по содержанию служащих в этой флотилии, обходится для казны целый десяток тысяч, если не более. Эта флотилия должна поддерживать сообщение с коммерческими и казенными пароходами, перевозить из порта в порт поселян и их хозяйственные произведения, а также служащих по черноморскому прибрежью чиновников и чинов расположенных здесь войск и частных лиц. Кроме этого, наша флотилия имеет еще и другое, весьма важное, значение для экономического развития края – это приготовление моряков из поселян. Не знаю, есть ли в Новороссийском и Вельяминовском попечительствах опытные моряки из поселян, но Сочинскому попечительству придется видеть их разве только в самом далеком будущем, благодаря наезду турок с своими фелюгами, а также и тому обстоятельству, что на судах нашей гребной флотилии пред поселянами имеют почему-то преимущество те же турки, которых наши местные власти считают искуснейшими моряками.
Относительно опытности турок в предугадывании перемен на море, небезынтересно будет рассказать один весьма характерный случай. Утром, 24 июня прошлого года стояла пасмурная и ветреная погода, накрапывал дождь. Полагаясь на опытность шкипера казенной фелюги из турок, наша местная власть пустилась из Адлера в Сочи; но не успели отъехать от Адлера каких-нибудь 4 версты, как на море поднялась буря. В 10 ч. утра, далеко на горизонте, из Сочи увидели одинокую фелюжку в отчаянном положении и вызвали ее. Несмотря, однако, на то, что власть наша после этого случая пролежала несколько недель в постели, но свое спасение приписала турку, представив его к медали.
Благодаря заботливости наших властей о турках, последние, получая весьма хорошее казенное содержание, а также трехкопеечную или пятикопеечную плату с пуда от грузов, сдаваемых на пароход и с парохода. Стараются домашнюю свою жизнь устроить согласно тем благам, которые обещал для правоверных на земле пророк Магомет… От этих благ для правоверных женам наших поселян приходится немного жутко, и они вынуждены уже просить защиты у местного священника, который, кроме ласкового слова, ничем не может пособить их горю.
http://sochived.info/kavkaz-32-ot-14-26-marta-1876-g/
ecoid@yandex.com