1

Тема: Вардане

Посёлок Вардане находится в 26 километрах от станции Лазаревское.

Пляжная полоса протянулась на 500 м. Берег покрыт галькой. Есть душевые кабины, раздевалки, летние кафе и бары. Вблизи Вардане построен современный курортный комплекс Шексна.

Из истории
Название происходит от топонима Вордане или Ордане. Так в первой половине XIX в. называлась часть территории приморской Убыхии от реки Хобза до водораздела между реками Дагомыс и Псахо. Тогда считалась самой многочисленной сельской общиной.

Весь этот участок побережья был заселен очень плотно. Главное убыхское селение местности Ордане располагалось в районе современного Дагомыса. В нем насчитывалось более 800 дворов. Плодородные земли и субтропический климат сделали этот район одним из основных пунктов морской торговли убыхов и шапсугов.

Большая часть земель принадлежала известному, влиятельному и самому многочисленному на Черноморском побережье Северо- Западного Кавказа убыхскому дворянскому роду Берзеков. В конце 1830-х гг. он состоял из 400 семей, проживавших в бассейнах рек Дагомыс, Шахе и Сочи. Берзеки были тесно связаны с таким же видным шапсугским родом Шупако и составляли вместе одно из самых могущественных родовых объединений.

Из рода Берзеков происходили крупнейшие убыхские политические и военные лидеры периода национально-освободительной борьбы приморских горцев с царскими войсками в 1830-1860-х гг.

В 1872 г. на опустевших после выселения горцев землях убыхско-приморских обществ Хизе (долины рек Хаджипс, Веранда, Детляшка, Буу) и Ворданэ (по рекам Хобза, Лоо, Ниже) было основано имение «Вардане» наместника на Кавказе Великого князя Михаила Николаевича. Оно занимало территорию 6 тыс. десятин. Здесь занимались виноградарством, садоводством, скотоводством. Усадебные постройки располагались в устье реки Буу.

Для работы в имении до 1882 г. нанимали выходцев из Далмации (область Хорватии). Затем в Вардане недолгое время проживали понтийские греки. С 1883 г. - немцы из Екатеринославской губернии, после них - эстонцы. Во второй половине 1880-х гг. в имении стали селиться армяне из Османской империи. В 1897 г. на землях имения Вардане проживало около 200 армянских семей.

---
ecoid@yandex.com

Поделиться

2

Re: Вардане

Берзерки
Хаджи Исмаил Догомуко Берзек. В 1840 г. под военным руководством Хаджи Исмаила убыхи и шапсуги штурмом овладели русскими фортами и укреплениями Лазаревским, Вельяминовским, Михайловским на реке Вулан (Архипо-Осиповка), Николаевским на реке Абин. Умер в 1846 г. в возрасте около 80 лет, на пути из Мекки. Хаджи Керендук Догомуко Берзек. В 1846 г. после смерти своего дяди Хаджи Исмаила стал во главе Берзеков и всех убыхов. В 1861 г. на завершающем этапе Кавказской войны выступил одним из инициаторов объединения горцев в единое государство, став во главе созданного горцами (убыхами, шапсугами, абадзеха- ми) правительства - меджлиса. В это время ему было почти 60 лет.

В борьбе за свободу и независимость своей родины прославился личной храбростью. Современники называли его убыхским Шамилем. После поражения горцев на реке Годлик (18 марта 1864) Хаджи Керендук вместе с убыхским народом покинул родину. Умер в Турции в 1878 г. (по другим сведениям в 1897).

---
ecoid@yandex.com

Поделиться

3

Re: Вардане

А. Фонвилль о работорговле
А. Фонвилль - итальянский доброволец, участвовавший в Кавказской войне на стороне горских племен Западного Кавказа, оставил воспоминания о последнем этапе покорения убыхов, шапсугов и абадзехов. Вот как он описывает типичную работорговую факторию на Черноморском побережье Кавказа. «Когда мы приехали на берег моря к устью небольшой реки, ниспадавшей с гор, и увидали тут сотни хижин, подпертых камнями из разрушенного русского форта и покрытых гнилыми досками. В этих-то злосчастных хижинах поживали турецкие купцы, торговавшие женщинами. Когда у них составлялся потребный запас этого товара, они отправляли его в Турцию. Внутренность хижин была очень оригинальна: невольницы сидели в них на корточках вокруг огней, и когда посетитель приближался к ним, они поспешно вставали, кланялись и, потупив глаза в землю, оставались неподвижными в ожидании обращения к ним с речью. Несмотря на их довольно оборванные невзрачные костюмы, все они были очень красивы и веселы, и перспектива отправки в Турцию их, по-видимому, нисколько не смущала. Оно и понятно, несчастные эти, обреченные сызмала на страшные, тягостные работы, вообще угнетаемые мужчинами, утешали себя надеждой, что, вероятно, с ними лучше будут обходиться в Турции, чем на родине.
Вместе с тем, в мусульманских странах обычай продавать девушек - всеобщий, и какой-нибудь турок в Константинополе продал свою дочь ее мужу точно так же, как и несчастных черкешенок в Туапсе. Кроме того, рабство женщин не считается постыдным, гнусным делом у этих народов. Продать женщину - это, по понятиям горцев, значит выдать ее замуж, и торговцы невольницами считаются только заинтересованными опекунами, строителями брачных союзов».

А. Фонвилль «Поездка к кавказским горцам 1863-1864 гг.»
«Еженедельные приложения» к «Русскому инвалиду» 1865 г.

Вокруг света: Курорт Большой Сочи

---
ecoid@yandex.com

Поделиться